Восточный Кавказ

Тушети

1tusheti4.jpg

Дорога в Тушетию, начинается в Кахетии, в селе Пшавели, углубляется в красивое ущелье реки Стори и устремляется ввысь по головокружительному серпантину, проходит лесополосу на Восточном Кавказском хребте примерно на высоте 2500 метров и по самому высокому в Грузии автомобильному перевалу Абано (2926 метров) приводит в центр Тушетии - село Омало.
Это - довольно экстремальное путешествие', требующее автомобиля повышенной проходимости и мастерства водителя, но вид, открывающийся по ту сторону перевала Абано - достойная наградадля каждого путешественника. Подобно Хеви и Пирита Хевсурети Тушетия расположена на северном Кавказе, то есть - к северу от Главного Кавказского водораздела. 

Хевсурети

hevsureti.jpg

Там, где сейчас село Рошка, раньше жили дэвы. Разоренные дэвами люди селились в деревнях ниже до тех пор, пока сын бога Иахсари не перебил всех дэвов, сразившись с ними в неравной битве. Все окрестности села Рошка усеяны обломками огромных валунов. Они были разбиты ударами его палицы. Только один из дэв спасся от Иахсари и скрылся в озере Абуделаури. Сын бога последовал за ним и убил и его. Небольшая скала, выступающая из вод Абуделаури, расщеплена пополам - это тоже след от палицы Иахсари. Последний убитый дэв пролил столько крови, что Иахсари не мог выбраться из озера до тех пор, пока, по совету провидца на берегу реки не принесли в жертву овцу с четырьмя ушами и рогами. После жертвоприношения кровь в озере спала и сын бога смог выбраться на берег. 

Пшави

pshavi.jpg

Пшави и Пиракета Хевсурети (Закавказская Хевсуретия) в старину назывались Пхови. Это был непокорный край свободных горцев, исторические данные о которых весьма скудны и связаны в основном с восстаниями против распространения христианства в горах. Старинное название в настоящее время сохранилось только в названии одного села в Пшави - села Шуапхо, а также в чеченском языке - чеченцы грузинских горцев называют «пхие». В двадцатые годы прошлого века один учитель, направленный в Пшави из столицы, в своих воспоминаниях писал, что пшавцы Арагвского ущелья выцарапывали на деревьях стихи, на которые другие прохожие отвечали также стихами. Пшави - край поэзии и мифов.

Хеви

hevi.jpg

Согласно легенде правители трех грузинских царств Кахетии, Имеретии и Картли поспорили о том, где надлежит строить храм Святой Троицы. Один старец из Мцхета посоветовал спорящим царям: забейте быка и выбросьте его крестец, ворон схватит кость и унесет. Постройте храм там, где ворон кость обглодает. Цари так и поступили. Ворон и вправду прилетел и унес кость. За ним вдогонку послали всадников. Вначале ворон отдохнул в Арагвском ущелье в Ананури, и в том месте построили альков в честь Троицы, затем ворон отдохнул на перевале Джвари на горе Билари, и там воздвигли храм Джвари, и наконец ворон полетел в Хеви, в село Гергети, где и обглодал кость. Храм Троицы там и построили.

Мтиулети

mtiuleti.jpg

Действие героического романа «Баши-Ачуки» классика грузинской литературы Акакия Церетели начинается в крепости Ананури. Хозяин твердыни - арагвский эристав Заал с балкона наблюдает за всадником, намеревающимся верхом переплыть бурную реку Арагви. Князь в замешательстве: таинственный всадник либо отчаянный храбрец либо вконец помешанный. Всадник же, впоследствии оказавшийся главным героем книги, уцелеет в бушующих волнах реки, мирно выберется на берег и передаст эриставу письмо, от которого зависит судьба восстания…