Пшави

Пшави и Пиракета Хевсурети (Закавказская Хевсуретия) в старину назывались Пхови. Это был непокорный край свободных горцев, исторические данные о которых весьма скудны и связаны в основном с восстаниями против распространения христианства в горах. Старинное название в настоящее время сохранилось только в названии одного села в Пшави - села Шуапхо, а также в чеченском языке - чеченцы грузинских горцев называют «пхие». В двадцатые годы прошлого века один учитель, направленный в Пшави из столицы, в своих воспоминаниях писал, что пшавцы Арагвского ущелья выцарапывали на деревьях стихи, на которые другие прохожие отвечали также стихами. Пшави - край поэзии и мифов.



Мифология Пшави и соседней Хевсуретии имеет совершенно конкретную географию. Древняя Пхови - место противоборства злых дэвов и спасителей человеческого рода детей богов - Квириа, Копала, Иахсар, Пиркуши и других. В середине течения Арагви вам и сейчас укажут на огромный валун, сброшенный старшим из сыновей бога - Квириа со скалы, чтобы продемонстрировать девам свою могучую силу (каждый из сыновей бога имеет также космическую ипостась в виде небесного тела, так Квириа - это утренняя звезда, т.е. Венера).

В соседней Хевсуретии над селом Рошки окрестности усыпаны осколками валунов, разбитых в битве между Иахсари и дэвами. Маленькие каменные молельни незатейливой конструкции - это земные дома детей бога - «хати». Вокруг молелен раскинулся заповедный лес - табуированная священная территория, на которой никто не вправе вырубать деревья. Здесь проводится ритуал «хатоба». Пшавцы приносят сыну бога жертву в виде забитого скота и испрашивают у него милости. Горцами никогда не правили феодалы. Их господами всегда были их божества - сыновья бога («хатеби»). Главной святыней пшавцев является Лашари, название которого происходит от имени правившего в XIII веке единой Грузией царя Лаши-Георгия и связано с его пребыванием в Пшави. В военное время в Лашари собиралось пшавское ополчение, каждой общиной правил харизматичный лидер общины - хевисбери. Тав-хевисбери (верховный хевисбери) - верховный военный и духовный вождь Пшави выносил из хати знамена и благословлял дружину на битву.
Добавьте к этому совершенно фантастическому фону поэзию, которой всегда славилась Пшави, и подпитывалась как богатой пшавской мифологией так и повседневным бытом. Впрочем мифология в Пшави всегда была частью повседневности. Поэтому мифы и повседневность настолько тесно переплетаются в пшавской поэзии, что порой невозможно провести грань между ними.

Не случайно, что именно эта земля породила такого гения грузинской поэзии как Важа-Пшавела - довольно образованного для своего времени человека (Важа и его братья получили образование в Петербурге), который намеренно не оторвался от родной земли - родной деревушки Чаргали. Творчество и неповторимый язык Важа-Пшавела взращены полностью на быте, мифологии и диалектах Пшави и Хевсуретии.

Одна старая женщина из села Хилиани получила письмо от сына, ушедшего на войну (Первую Мировую войну]. Женщина не умела читать и попросила Важу прочесть ей письмо. От Чаргали до Хилиани путь неблизкий, но уже немолодой Важа все равно отправился в путь верхом и прочел матери письмо с европейского фронта, содержание и боевой дух которого произвели неизгладимое впечатление на писателя. Говорят, что Важе захотелось выпить, но дома выпивки не осталось и Важа отправился верхом в Жинвали, где один его приятель-имеретинец - некто Татишвили содержал духан.

Там писатель выпил вина, потребовал пера и бумагу и той ночью написал одно из своих лучших стихотворений «Письмо пшавского солдата». Если отставить в сторону лирическую составляющую письма, весьма примечательно описаны в стихотворении верования пшавских солдат, попавших на войну, которые,идя в атаку из окопов под градом вражеских пуль, видели перед собой лик своего покровителя - оберегавшего их божьего сына верхом на боевом коне.
Литературное и публицистическое наследие Важа-Пшавела по сей день остается любимым грузинскими читателями, и актуально до сих пор. Ежегодно в Чаргали. на родине классика проводится народный праздник «важаоба», на который стекается народ со всего Пшави и Хевсуретии. Поэтом был также уроженец Пшави Миха Хелашвили - член партизанского отряда Кайхосро Чолокашвили, называвший себя «врагом большевиков». Его стихи всегда были популярны в Пшави, однако их зачастую считали народными, поскольку имя Михи Хелашвили было под запретом в советский период. 

В 1921 году после принудительного присоединения Грузии к Советскому Союзу Какуца Чолокашвили с горсткой преданных ему соратников скрылся в лесах и вел партизанские бои в разных регионах Грузии. В 1924 году после подавления восстания против большевиков Чолокашвили и его друзья покинули Грузию и отправились в Турцию, откуда переправились во Францию. Миха Хелашвили остался на родине и продолжил борьбу в одиночку. Война одного человека, да к тому же поэта, была обречена на поражение. Миху убили предатели.
Во время путешествия по Пшави в глаза бросается малый размер сел и малочисленность населения. Ввиду нехватки пахотных угодий и сенокосов миграция пшавцев в другие регионы Грузии была непрерывной. Сегодня большинство пшавцев проживает вне Пшави. Села, компактно населенные пшавцами, встречаются в Кахетии, Ерцо-Тианети, в Иорском ущелье, в селе Гомбори. В самом Пшави самым большим поселением считается село Магароскари, пролегающее вдоль автомобильной дороги, так что путешественник, направляющийся в Пшави или Хевсуретию, обязательно его проедет.

Очень интересна та часть Пшави, которую называют Укана Пшави. Чтобы попасть туда для начала надо добраться до Орцкали - места где всегда бурная хевсурская Арагви сливается с более спокойной и прозрачной пшавскои Арагви, повернуть направо, проследовать вдоль пшавской Арагви и, проехав несколько километров, оказаться в селе Шуапхо - единственного села ущелья, в котором действуют школа-интернат и амбулатория. С Шуапхо начинаются маленькие, красивые деревни Укана Пшави, в которых бывает иногда по семь, а иногда по два или даже по одному домохозяйству (в Грузии домохозяйства считаются подымно, то есть над сколькими домами в селе поднимается дым, сколько семей остаются на круглый год, соответственно, на зиму). 

Отсюда лежит несколько интересных туристических маршрутов в другие горные провинции Грузии. Из села Муко пешая тропа ведет в село Матура, откуда можно перебраться в Пирикита Хевсурети (Прекавказскую Хевсуретию), в село Мигмахеви. Если не сворачивать в сторону Муко и продолжать следовать по автомобильной дороге вглубь Арагвского ущелья мы достигнем Вакиссопели - последней деревни Укана Пшави. Дальше будут встречаться только летние пастбища овец и пастушьи становья. Из Вакиссопели можно подняться на Борбало - гору, где берут свои истоки реки Арагви, Иори и Алазани. С горы Борбало можно спуститься в Панкисское ущелье в Кахетии, либо проследовать вниз по течению Иори и попасть в Тианети. Из Борбало также -ведет тропа в Тушетию и в село Джварбосели в Гомецарском Ущелье.

Пшавцы - мирный и гостеприимный народ. Для долгожданных гостей у них всегда припасены жипитаури и пшавский деликатес дамбалхачо. На пшавских праздниках и сборищах можно услышать капиа (кафиа) - поэтический поединок, стихи в котором бывают порой весьма смелого содержания.

 

Автор текста: Арчил Кикодзе

Перевод: Тевдоре Мириджанашвили

You have no rights to post comments