Мтиулети
Действие героического романа «Баши-Ачуки» классика грузинской литературы Акакия Церетели начинается в крепости Ананури. Хозяин твердыни - арагвский эристав Заал с балкона наблюдает за всадником, намеревающимся верхом переплыть бурную реку Арагви. Князь в замешательстве: таинственный всадник либо отчаянный храбрец либо вконец помешанный. Всадник же, впоследствии оказавшийся главным героем книги, уцелеет в бушующих волнах реки, мирно выберется на берег и передаст эриставу письмо, от которого зависит судьба восстания…
Если бы сегодня какой-нибудь режиссер вознамерился бы снять эту сцену, это было бы просто невыполнимо. Хотя резиденция арагвских эриставов - мощная крепость Ананури все еще стоит на старом месте, вид с крепости теперь открывается не на долину реки Арагви, а на огромное Жинвальское водохранилище. Под толщей воды погребено несколько поселений. Строительство Жинвальского водохранилища завершилось в 1985 году. Помимо функции
гидроэлектростанции, водохранилище выполняет и другие назначения.
Большая часть столицы Грузии - Тбилиси снабжается питьевой водой именно из Жинвали. Здесь начинается Мтиулети - край мтиульцев, которые всегда стремились завоевать и подчинить себе сильные арагвские эриставы, порой это им даже удавалось.
Дорога, проходящая через Ананури, весь Мтиулети, вдоль ущелья Белой Арагви, поднимающаяся от села Млета по головокружительному серпантину и устремляющаяся вниз по Крестовому перевалу на Северный Кавказ, называется Военно-Грузинской дорогой.
Это название дорога получила еще в 19-ом веке, когда именно по ней в Грузию вошла русская армия с тем, чтобы остаться здесь еще на целых два столетия. Живших вдоль дороги мтиульцев русские обложили непомерной данью, что всего за несколько лет привело к восстанию.
Это первое восстание против России носило локальный характер, и было вскоре подавлено. Поблизости от центра Мтиулети - села Пасанаури есть село Ошпители, странное название которого происходит от военно-полевого госпиталя, действовавшего здесь в 19-ом веке.
Наличие такой важной магистрали как Военно-Грузинская дорога превратило Мтиулети в более цивилизованный, менее дикий край. Впрочем, и в Мтиулети есть весьма интересные с этнографической точки зрения уголки - места, на которые цивилизация в меньшей степени наложила свой отпечаток. Одно из таких мест начинается прямо у села Ошпители и входит Гудамакарское ущелье, увенчанное скалистым массивом Бурсачири высотой 4000 метров и горой Чаухи. Гордые уроженцы этого ущелья не называют себя мтиульцами и предпочитают название «гудамакарцы». Эту маленькую и прекрасную общину прославил достойный сын Гудамакари, к несчастью ныне почивший кинорежиссер и писатель Годердзи Чохели. Именно родное село режиссера - Чохи и его окрестности стали источником вдохновения мастера, местом действия его добрых фильмов и рассказов. На первый взгляд примитивное, но при этом - глубоко гуманное творчество Чохели снискало любовь грузинских читателей и зрителей. Второй жемчужиной Мтиулети считается крутое ущелье Хада с бездорожными селами и средневековыми башнями. Пешая тропа из Хада ведет в горнолыжный курорт Гудаури, отделенный от ущелья небольшим перевалом, отмеченным смотровой башней.
По ту сторону перевала находятся фешенебельные гостиницы, канатные дороги и цивилизация. В нескольких же селах ущелья Хада жизнь течет в том же ритме, что и столетия назад. Идея построить горнолыжный курорт на высоте 2000 метров от Военно-Грузинской дороги возникла в сороковые годы 20-го века. Местная инфраструктура развивалась стремительно.
Гудаури не прекращал работать даже в 90-ые годы - в период гражданской войны в Грузии и благодаря замечательным лыжным трассам стал самым популярным зимним курортом.
На противоположной стороне от Гудаури в конце плато над селом Млета на фоне голубого неба едва виднеется маленькая базилика. Это Ломиса - главная святыня мтиульцевев. В июне каждого года в Млета собирается весь Мтиулети. В селе забивают сотни коров и овец, тысячи паломников пешком несколько часов взбираются на плато, дабы помолиться в Ломиса и испросить для себя божьей милости.
Со второй стороны хребта, с Ксанского ущелья поднимаются другие молящиеся. Пир устраивается на самом хребте вблизи от церкви. Многие остаются там на ночь. Когда мтиулец клянется милостью Ломиса, это означает, что он клянется самым дорогим, и хотя храм Ломиса одинаково почитаем всеми мтиульцами, ключи от базилики хранятся только у представителей одной мтиульской фамилии - рода Бурдули.
Неизвестно, когда и за какие заслуги получили эту привилегию Бурдули, но члены этой фамилии весьма горды своей почетной миссией. Голая равнина, на краю которой возведена церковь Ломиса, и ее окрестности поражены эрозией. Эту картину часто можно наблюдать в Мтиулети, но в Млета и ее окрестностях эрозия особенно бросается в глаза. Это тяжкое наследие советского периода - последствие чрезмерного выпаса скота.
В настоящее время в наших горах не пасутся овцы в таком количестве, но урон, нанесенный природе десятилетия назад, возвращается к людям в виде стихийных бедствий - оползней, грозящих стереть с лица земли маленькую, колоритную деревушку Млета. Если пройти вглубь по долине Белой Арагви, подняться выше и миновать покосные нивы Млета мы натолкнемся на совершенно уникальное место -вулканическое плато Мепискало, на котором во множестве встречаются большие и малые озера.
Эти совершенно дикие места - вотчина медведей и серн. На песчаных берегах маленьких озер, спрятавшихся среди гигантских осадочных валунов, всегда можно обнаружить медвежьи следы. Отсюда начинается едва заметная среди осколков вулканической породы тропа, ведущая к озеру Кели глубиной 65 метров. Озеро расположено на высоте 3000 метров и большую часть года покрыто льдом. Этот маршрут один из самых интересных туристических маршрутов и, к сожалению, - в наши дни очень опасный.
Озеро Кели, откуда берет свое начало река Ксани, находится в зоне конфликта, контролируемой Россией, и путешествие туда сопряжено с большим риском.
Автор текста: Арчил Кикодзе
Перевод: Тевдоре Мириджанашвили