Тушети
Дорога в Тушетию, начинается в Кахетии, в селе Пшавели, углубляется в красивое ущелье реки Стори и устремляется ввысь по головокружительному серпантину, проходит лесополосу на Восточном Кавказском хребте примерно на высоте 2500 метров и по самому высокому в Грузии автомобильному перевалу Абано (2926 метров) приводит в центр Тушетии - село Омало.
Это - довольно экстремальное путешествие', требующее автомобиля повышенной проходимости и мастерства водителя, но вид, открывающийся по ту сторону перевала Абано - достойная наградадля каждого путешественника. Подобно Хеви и Пирита Хевсурети Тушетия расположена на северном Кавказе, то есть - к северу от Главного Кавказского водораздела.
Автомобильную дорогу, передвигаться по которой можно только несколько месяцев в году провели в Тушетии только в 1978 году. До тех пор попасть туда можно было только верхом или пешком. Несмотря на географическую изолированность, тушинцы имели дома на своей второй родине - в Кахетии.
В 1658 году князья и дворяне разоренной опустошительными набегами Ирана Кахетии замыслили восстание. Целью восстания было уничтожить племена, расселенные по воле персидского шаха Абасса Первого на равнине Алвани. Кахетинцы обратились за помощью к свободным горцам Восточного Кавказа - мтиульцам, тушинцам, хевсурам и пшавцам. В назначенный день горцы присоединились к повстанцам, ночью объединенное воинство взяло приступом стены Алаверли, атаковало гарнизоны Бахтрионскои твердыни и полностью их уничтожило. Это событие, получившее название «Бахтрионское восстание», стало источником вдохновения для многих грузинских поэтов и писателей. Тушинцам же в награду за участие в восстании передали в дар Алванскую равнину. По легенде тушинцам отливалась та часть равнины, какую верхом сможет покрыть их вождь Зезва Гаприндаули. Гаприндаули же верхом на своем скакуне сумел пересечь всю равнину целиком, не слезая с седла. В конце пути его конь упал замертво. Место, где пала лошадь известно каждому тушинцу, и проезжая это место верхом тушинец обязательно спешивался, чтобы почтить жеребца.
Впрочем, есть и другая версия, согласно которой равнина Алвани была передана в дар тушинцам еще за сто лет до описываемых событий царем Кахетии Леваном II. Так или иначе, тушинцы издавна владели землями на равнинах, а начиная с девятнадцатого века стали там селиться. Именно в тот период на равнине появилось два тушинских села - Земо Алвани и Квемо Алвани. Тушинцы стали частично кочевым народом - зимовали на равнинах, а летом отправлялись на исконную родину- в Тушетию. Однако в самой Тушетии круглый год сохранялась внушительная часть населения. Так было до пятидесятых годов XX века, до тех пор, когда советское правительство не начало насильственную очистку горных регионов Грузии от местного населения. Именно в этот период опустело много сел Восточного Кавказа и многие из них стали необитаемым. То же произошло и в Тушетии - в одночасье был изменен сложившийся за столетия привычный уклад жизни и не восстанавливался с тех пор никогда. С тех пор в Тушетии не возделывались традиционные культуры: пшеница, ячмень и рожь. Ситуацию не смогла исправить даже программа, активно рекламируемая в конце семидесятых годов прошлого века руководством Грузинской Советской Социалистической Республики, проходившая под лозунгом «Вернем горцев в горы!» (автомобильная дорога в Тушетию была проведена в рамках именно этой программы).
Во всей Тушетии на зиму в деревнях остается от силы до ста семей, и то в нескольких селах: Омало, Шенако и Дикло. С востока Тушетия граничит с Дагестаном, с севера же - с Чечней. На западе у истоков Пирикита Алазани (Прекавказской Алазани) пешая тропа ведет в другой высокогорный регион Грузии - в Хевсуретию. Прохождение этого маршрута занимает несколько дней. Путь проходит через живописнейшие села: Дикло, Чешо, Парсма и Гиреви, затем ведет в Хевсуретию через перевал Ацунти на высоте 3431 м. Этот путь - один из самых популярных туристических маршрутов, на котором летом всегда можно встретить как местных, так и иностранных искателей приключений. Окруженная хребтами и горными вершинами Тушетия испещрена множеством ущелий, воды которых впадают в две главные реки Тушетии, отделенные друг от друга хребтом Макротела, - Пирикита Алазани и Гомецрис Алазани. Обе реки сливаются друг с другом близ села Шенако. Слившиеся реки несут свои воды за пределы Тушетии в Дагестан. В Дагестане эту реку зовут Андис Коу, она впадает в Каспийское море.
Тушинцы и их соседи - хевсуры называют друг друга «братья» и «двоюродные братья», тем самым подчеркивая родство двух народов. Для них и вправду характерны общая топонимика и религиозные праздники. В грузинских исторических источниках также содержатся сведения о горцах язычниках, перебравшихся в Тушетию из Пхови (историческая горная провинция, объединявшая территории современных Хевсуретии и Пшави), не пожелавших принимать христианство. Впрочем, случаи бегства людей в неприступные горы Тушетии имели место на протяжении многих веков. Некоторые бежали от тягот крепостного права, некоторые от кровной мести или вторжения иноземных захватчиков, и находили убежище в неприступных долинах гор Восточного Кавказа. Представители некоторых тушинских семей по сей день помнят, откуда и по какой причине оказались в Тушетии их предки, однако никто не может сказать точно, когда это случилось. Это - характерная особенность передаваемых из поколения к поколению изустных историй, что придает им особую привлекательность. В Тушетии прятались не только беженцы из Грузии. Никому доподлинно неизвестно, когда впервые в Гомецарском ущелье появились цовы, народ, родственный современным чеченцам и ингушам. Их предков называли цова-тушинами, многие представители старшего поколения и сегодня владеют языком, родственным чеченскому - цовским. Кроме этой двуязычности между цовами и тушинцами нет никаких отличий с точки зрения обычаев и жизненного уклада.
Отношения между тушинцами и их соседями - чеченцами и ингушами это история продолжительной вражды, но при этом также и история взаимного уважения. Достойные друг друга соперники - воспитанные по суровым законам гор тушинцы и их соседи никогда не упускали возможности разжиться за счет недругов легкой добычей или отомстить свои врагам. В горах проливалось много крови.
Пришедшая в 838 году из Дагестана армия численностью в 10000 человек полностью разорила села Дикло и Шенако. В этот трагический период, когда объединившиеся под предводительством имама Шамиля дагестанцы, чеченцы и ингуши на протяжении десятилетий противостояли Российской Империи, ополченцы тушинской милиции бок о бок с русскими солдатами воевали со своими историческими врагами. В войне с Шамилем особо проявил себя тушинский воин Шете Гулухаидзе, которого спустя десятилетия запечатлел на своем полотне Нико Пиросманашвили как главного участника пленения имама Шамиля русскими войсками.
Лязг оружия звучал в последний раз в Тушетии во время Второй Мировой войны, когда окрыленная идеей освобождения Грузии от Советской России группа, известная под названием
«Саманелеби» под руководством талантливого писателя Адама Бобгиашвили попыталась поднять восстание в поддержку немецкой армии, приблизившейся в то время к
Кавказу. Бобгиашвили и его соучастники были уверены, что смогут таким образом вернуть Грузии независимость.
Восстание было неоднозначно оценено тушинцами. Повстанцы укрепились в горах, однако в 1943 году были уничтожены самими тушинцами. Со стороны правительства последовали массовые репрессии. Сегодня тушинцы известны как спокойный и трудолюбивый народ. Они владеют
домами своих дедов, летними пастбищами в горах и плодородными землями в окрестностях Алвани в Кахетии.
Тушинцы - прославленные овцеводы, их жизнь неразрывно связана с овцами. После распада Советского Союза и отмены колхозов обязательным дотоле овцеводством среди
горцев Восточной Грузии массово продолжали заниматься только тушинцы. Тушинцы выгоняют овец на зимние пастбища на крайний восток - в низины Шираки и Элдари.
Треугольник: Тушетия-Алвани-Шираки - необходимый жизненный цикл для тушинцев, навсегда избравших для себя удел овцеводов-кочевников. Выгнавшие свои стада из Шираки тушинские пастухи каждое лето гонят свои стада на пастбища в горах Тушетии. Здесь они их доят овец и делают знаменитый тушинский сыр - гуда. Тушинские пастухи покидают горы гораздо позже остальных приехавших на лето жителей перегоняют скот в горы Кахетии и только в конце октября отправляются в сторону зимних пастбищ в Шираки и Элдари.
В 1976 году молодой грузинский режиссер Coco Чхаидзе снял трехчасовой художественный фильм «Пастухи Тушетии» В фильме, в котором описывается именно этот один полный драматизма год из жизни пастухов, снимается только один профессиональный актер, остальные же роли исполняют тушинские пастухи. Это один из самых интересных грузинских фильмов, как с художественной точки зрения, так и в плане этнографической достоверности. В Земо и Квемо Алвани почти в каждой семье хранится запись «Пастухов Тушетии». В Тушетии очень любят этот фильм.
Из овечьей шерсти ткут знаменитые тушинские ковры -настоящую визитную карточку этого края. Нити для ковров окрашиваются с использованием натуральных красок, что придает этим изделиям особую красоту. Есть еще одна более современная профессия, пользующаяся среди тушинцев еще большим почетом, чем профессия пастуха. Каждый тушинский юноша мечтает стать пилотом вертолета. Это - интересный феномен, исследование которого может нас далеко завести, однако - факт, что лучшими пилотами военной и гражданской авиации являются именно тушинцы. Мужчины, овладевшие этой рискованной профессией - особенно уважаемые в Тушетии люди, о которых ходят легенды. Появление в небе их вертолетов - целое событие, вызывающее оживление во всей деревне. Порой вертолетами в горы привозят врачей, доставляют лекарства и другие предметы первой необходимости.
Тушинские дома, построенные в традиционном стиле методом сухой кладки, хорошо сохранившиеся средневековые башни придают особую прелесть тушинским селам, расположенным на солнечной стороне южных склонов гор. Для местных гор характерны широкие открытые пространства.
Для защиты флоры и фауны и других экосистем уникальных ландшафтов, сосновых лесов и альпийских полей Тушетии этот край в 2003 году был объявлен охраняемой территорией. Этот факт привлек определенные инвестиции, которые тушинцы использовали с пользой и сегодня во многих селах Тушетии: Омало, Шенако, Дартло и других действуют хорошо оборудованные, построенные в традиционном стиле семейные гостиницы.
Тушинцы сдают напрокат лошадей и сами выступают в роли проводников. Гостеприимство этого народа всегда было и будет гарантом безопасности гостя Тушетии. Хотя зимой Тушетия вымирает, и в заснеженных селах царит тишина, летом в Тушетии жизнь бьет ключом. Каждый живущий в низинах тушинец считает своим долгом хотя бы раз в год посетить родину и принять участие в празднествах - религиозных праздниках, переходящих от одного села к другому. Забивается множество овец и другой скотины, варится ритуальное пиво, повсюду слышны тушинские народные песни и звуки гармоники. Тушинцы же молятся, о покровительстве в своих святынях: да хранят нас боги снова и снова!
Автор текста: Арчил Кикодзе
Перевод: Тевдоре Мириджанашвили