Хеви

Согласно легенде правители трех грузинских царств Кахетии, Имеретии и Картли поспорили о том, где надлежит строить храм Святой Троицы. Один старец из Мцхета посоветовал спорящим царям: забейте быка и выбросьте его крестец, ворон схватит кость и унесет. Постройте храм там, где ворон кость обглодает. Цари так и поступили. Ворон и вправду прилетел и унес кость. За ним вдогонку послали всадников. Вначале ворон отдохнул в Арагвском ущелье в Ананури, и в том месте построили альков в честь Троицы, затем ворон отдохнул на перевале Джвари на горе Билари, и там воздвигли храм Джвари, и наконец ворон полетел в Хеви, в село Гергети, где и обглодал кость. Храм Троицы там и построили.


Построенный в XV веке Храм Святой Троицы - истинный символ Хеви. Эта главная святыня этого региона. В храме в старину хранились знамена Хеви, которые разворачивали только в дни праздников или во время войн. Войско Хеви выступало в поход из храма Троицы. Построенная на высоте 2200 метров над уровнем моря церковь и покрытая снегом вершина высотой 5047 метров позади храма являются одним из тех потрясающих зрелищ, превращающих путешествие по Грузии в незабываемое приключение. «Хеви» означает «ущелье». Жителей этого края - народ селящийся в ущельях рек Терек и Сно, называют «мохевееби» - «народ ущелья». Центром края является поселок Степанцминда. переименованное в период советской власти в Казбеги. Старое название было возвращено поселку только несколько лет назад. Помимо мохевцев в муниципалитете Степанцминда проживают и осетины. Их села расположены у истоков Терека и в верховьях реки в ущелье Трусо. В прошлом в Дарьяльском ущелье было еще одно ингушское село, которое на сегодняшний день уже не существует, в ущелье реки Сно же было два хевсурских поселения (хевсуры еще одно грузинское горское племя, проживающее к востоку от Хеви), из которых уцелело только одно - село Джута, расположенное на высоте 2200 метров у основания горного массива Чаухи.

Сами мохевцы - единственный народ Грузии, проживающий только на Северном Кавказе. В формировании этого народа большую роль сыграли география и границы этого края. Дарьяльское ущелье - глубокий и красивый каньон, сформированный Тереком к северу от Казбеги, является самым важным путем, пролегающим вдоль всего Кавказского хребта и соединяющим Грузию с народами Северного Кавказа и Россией.

Само название «Дари-али» по-осетински означает «ворота в Осетию». Это узкое ущелье было местом стратегического значения, обязанность укрепления и защиты которого возлагалась на мохевцев - уроженцев «свободных гор», которые вели нескончаемые войны как с северными соседями, так и с грузинскими феодалами, жившими к югу от их земель. За долгие столетия в сознании мохевцев смешались языческие и христианские ценности и традиции. Этим народом никогда не правили феодалы, мохевцы подчинялись только харизматичным религиозным лидерам, которые в пору войны автоматически становились военачальниками. Те же вожди выполняли функцию судей, заботились о моральном облике общины и зорко следили за тем, чтобы какой-либо отдельный клан в общине не возвысился сверх меры.

В селе Сно стоит башня Шиола Гудушаури, который в XVII веке настолько возвысился при содействии южных феодалов, что не только отказывался выполнять обязанности перед общиной, но и вел себя подобно князю и даже обложил представителей других семей оброком.
И хотя вся община и была в страхе перед Шиолой и его сыновьями, ему вынесли смертный приговор, который был исполнен подосланным к Шиоле наемным убийцей. Мохевцы были отличными овцеводами и воинами. Бога они считают не больше, не меньше - прародителем овцы. Военные конфликты между самими мохевцами и другими соседними народами возникали по большей части из-за пастбищ для овец. Жизненный уклад, обычаи и поверья мохевцев были почти неизменными на протяжении веков, вплоть до XIX века, когда в Грузию пришли русские.
Почти невозможно установить возраст старинных домов в муниципалитете Степанцминда, равно как и выяснить каков возраст преданий передаваемых в мохевских семьях из уст в уста. У входа в дома часто можно встретить высеченное в камне изображение змеи. Это т.н. “пудзис гвели” (змея корней - хранитель очага) - символ, являющийся оберегом семьи. Таких обязательно неядовитых змей держали в домах - у фундамента. Они считались залогом благополучия семьи и являлись особым объектом заботы со стороны ее членов. Каждый день ей ставили миску с топленым маслом и молоком - самыми ценными для горцев продуктами. Были случаи, когда другие семьи пытались переманить змею подношениями и поселить ее у своего фундамента, однако такие семьи, как правило, разрушались и на них обрушивались разные несчастья.
В 1800 году Восточная Грузия была аннексирована Российской Империей. Дорогу из Владикавказа, ведущую в Тбилиси через Дарьяльское ущелье и Крестовый перевал на главном Кавказском хребте, назвали Военно-Грузинской дорогой. На этом пути появились гостиницы и станции, на свободолюбивых мохевцев, никогда не имевших каких-либо обязательств перед иноземцами, тяжелым гнетом легло господство России.

В XIX веке в Хеви произошло много трагических событий, необыкновенно мастерски описанных писателем Александром Казбеги - сыном этого края, рассказы которого наряду с литературной ценностью содержат интересные этнографические и исторические детали о быте Хеви.
Однако с тяжелым гнетом российского господства в Хеви также появился первый частный капитал и образованные жители. Сам Александр Казбеги получил образование в России. Можно сказать, что Военно-Грузинская дорога и торговля превратили мохевцев в довольно прагматичный
народ- грузинских горцев, наиболее склонных к бизнесу. Они остаются такими и по сей день - всегда готовыми к новшествам.

В последние годы в Степанцминда открылось много частных гостиниц, ориентированных на иностранных туристов и альпинистов. Летом вы можете видеть особенно много западных туристов, путешествующих по Грузии группами или поодиночке.Интерес некоторых из туристов вполне понятен и приемлем для местного населения: восхождение на вершину Казбеги на высоту 5047 метров вполне уважительная причина, для этого можно найти и местного гида. Временами туристов носит совершенно непонятный и забавный характер: таким туризмом, например, является “бердуотчинг”, - наблюдение за птицами в естественных условиях. 
Эта - весьма распространенная (в особенности в Европе) форма туризма пока еще вызывает недоумение среди мохевцев. Как каждый год (особенно весной во время брачного периода у птиц) многие вооруженные биноклями и телескопами иностранцы приезжают в Хеви, являющийся идеальным местом для наблюдения за эндемическими птицами - уларом и тетеревом; здесь же можно наблюдать и других редких пернатых: скалы Дарьяльского ущелья место гнездовья грифов и орлов.

Дарьяльское ущелье является главным путем миграции перелетных птиц с севера на юг (и наоборот), так что количество иностранцев, вооруженных телескопами от года к году будет только расти.

Время проходит и многое меняется. Неизменными в Хеви остаются две вещи: звучный диалект местного населения, богатый архаичными словечками, и местные праздники, которые календарно хоть и совпадают с христианскими, однако носят оттенок язычества, как, например языческий ритуал приношения скота в жертву.

На такие праздники собирается население Степанцминда и окрестных сел. Особенно большим и важным праздником считается Мариамоба (День Св.Марии), отмечаемый 28 августа в Гергетском храме Святой Троицы, на котором забивают множество овец. Мохевцы, проживающие в Тбилиси, и других уголках Грузии, стекаются сюда, на празднование Мариамоба. В этот день Хеви полон народа.

Степанцминдский район - один из самых живописных уголков Грузии. Еще в XIX веке, когда Военно-Грузинская дорога, пролегающая через него, была главной артерией связующей Грузию не только с Россией, но и со всей Европой, многие писатели мирового уровня, попавшие в этот край из северных степей через узкое Дарьяльское ущелье, описали незабываемые впечатления, которые на них произвело созерцание колоссальных, покрытых вечными снегами горных вершин и их окрестностей.

Впечатления от Хеви, описанные Александром Дюма, Александром Пушкиным и Кнутом Гамсуном, совершенно не похожи друг на друга, однако каждый выражает восхищение сказочным, незабываемым краем. По этой дороге путешествовали не только писатели, но и их персонажи. Именно через Дарьяльское ущелье в Грузию пришел легендарный персонаж писателей Ильфа и Петрова -авантюрист Остап Бендер...

Хеви трудно забыть: угрюмые пейзажи, ледники и скалистый массив Чаухи, ущелье Трусо, богатое минеральными водами и озерами, средневековые башни - свидетели многих событий минувших столетий, тихие деревеньки, дикая природа и восторг от внезапных встреч с дикими животными и птицами, - край, в котором живет народ с интереснейшей историей и самобытными традициями. Мохевцы очень гостеприимны, открыты для общения и горды. «Да будут здравствовать мохевцы, а с ними и все остальные грузины!» - вам непременно придется произнести этот тост, если вы попадете в Хеви.

 

Автор текста: Арчил Кикодзе

Перевод: Тевдоре Мириджанашвили

You have no rights to post comments