Рача

Среди грузинских исторических документов хранится письмо сванов царю Имеретии, датированное 1432 годом, из которого выясняется, что сваны враждовали с рачинскими князьями Джапаридзе. Сваны убили одного из Джапаридзе, после чего князья Рачи и Лечхуми перекрыли им путь в Рачу. Сванам не позволяли торговать и работать в долине. Прибывших в низины сванов представители дома Джапаридзе безжалостно убивали. Сваны писали царю, что в течение семи лет не пробовали соли и просили государя выступить посредником в примирении с рачинцами.

В этом подробном документе описываются довольно жестокие события, которые не вяжутся с распространенным сегодня в Грузии стереотипом о рачинцах как о миролюбивых и медлительных людях. При упоминании о рачинцах на ум в первую очередь приходит уже ставший анекдотичным стереотип о неспешности рачинцев, которые, якобы, всегда и всюду опаздывают. На эту тему в Грузии много шутят, но рачинцы как правило не обижаются. Возможно, причина стереотипа кроется в местном диалекте: рачинцы при разговорю растягивают гласные, что вызывает ассоциацию с медлительностью и флегматичностью. На территории Рачи в средние века существовало Рачинское эриставство. входившее в период позднего средневековья в состав Имеретинского царства.

Рачинские эриставы были сильными феодалами и надежно управляли всем краем, контролируя пути на Северный Кавказ. Резиденция рачинских эриставов — крепость Баракони хорошо сохранилась и по сей день. Большинство важных исторических памятников в Раче построено в X-XII веках. Нигде в Грузии стены средневековых храмов так богато не украшены орнаментами и барельефами, как в храмах Никорцминда, Земо-Крихи и Мравалдзали. Храм Мравалдзали был разрушен в результате землетрясения 1991 года в Раче и отстроен фактически заново совсем недавно.

Самым известным храмом в Раче является Никорцминда, воспетый в стихотворении короля грузинских поэтов Галактиона Табидзе. Стихотворение входит в школьную программу, однако мало кто знает, что поэт написал свой шедевр, никогда не видев Никорцминда. Галактион посетил храм уже после написания стихотворения. Чтобы попасть в Рачу, нужно проехать через небольшой имеретинский городок Ткибули, затем дорога поведет вас через кварцевые скалы, утопающие в зарослях лиственных лесов, перевал Накерала на высоте 1200 метров, откуда вы попадете к водохранилищу Шаори, окруженному огромными массивами смешанных лесов. Вдалеке виднеются высокие горные вершины. Вы уже в Раче — одном из самых живописных мест в Грузии, где есть почти все: минеральные воды, покрытые вечными снегами горы, обширные леса и альпийские луга. Кроме нескольких высокогорных сел во всей Раче произрастают все виды фруктов и овощей (кроме цитрусовых)...

Несмотря на все это изобилие, Рача один из самых я малонаселенных регионов Грузии. Детом, впрочем, здесь многолюдно и шумно. Богатая хвойными лесами Рача с ее умеренным климатом - прекрасное место для летнего отдыха. Однако коренное население все же уезжает из этого некогда густонаселенного края и селится в низинах. Исход населения из Рачи, в особенности ее горных районов, ввиду нехватки сенокосов и сельскохозяйственных угодий происходил всегда. Рачинцев в Грузии вы можете встретить повсеместно. Много грузин рачинского происхождения живет также в Кахетии, в особенности в муниципалитетах Кварели и Лагодехи.

В XIX рачинцы перебирались и на Северный Кавказ и селились в Кабардино-Балкарии. В городах Рачинцы работали в основном пекарями и мастеровыми. Прославленные плотники и каменщики и в селах без труда находили себе место. Еще один рачинский род поселился в Хеви. Надо полагать, что этот род скрывался от кровной мести, иначе в столь труднодоступном и суровом месте они бы не обосновались. Сегодня мало кто помнит, что представители рода Майсурадзе, живущие в селе Ткаршети муниципалитета Степанцминда и говорящие на мохевском диалекте, некогда были рачинцами, бежавшими из Западной Грузии.

Рача делится на две части - Земо Рача (Верхняя Рача) и Квемо Рача (Нижняя Рача). Попавший в Рачу из Имеретин путешественник окажется вначале в Квемо Рача - в муниципалитете Амбролаури, а затем в Земо Рача - в муниципалитете Они. В Рачу также можно также попасть из Самачбло через Джавский район, откуда дорога ведет прямиком в Они, однако ввиду сложившейся в стране политической ситуации эта дорога не особенно загружена.

В XIX веке маленький городок Они был административным центром Рачинского уезда Кутаисской губернии. На ярмарке в Они собиралось все население Рачи. Здесь на берегу Риони стоял знаменитый духан «Кирамала». В Они стоит одна из красивейших в Грузии синагог, которая давно закрыта, так как жившие на протяжении веков в Раче евреи, промышлявшие мелкой торговлей и державшие мастерские, давно покинули этот край. Сегодня во всей Раче осталось лишь несколько еврейских семей.

В Раче у горы Фасис берет исток главная река Западной Грузии - Риони, называемая в античных источниках «Фазис». Весной Риони приобретает разрушительную силу. Об этой реке существует длинная ода, которая называется «Апология Риони».

Эту поэму грузинский поэт XX века Константин Чичинадзе посвятил реке Риони, которую подробно описал во всем ее течении - от горы Фасис до места, где река впадает в Черное море. Рача известна своим эндемичными сортами винограда, характерными для этого края. Ввиду естественных условий виноградники в Рача занимают не такие обширные территории как в Кахетии. Однако местные вина отличаются изумительным букетом. Еще в XIX веке князь Кипиани производил в своих владениях лучшее во всей Кутаисской губернии вино. Позднее вино князя Кипиани получило название «Хванчкара».

Это полусладкое вино готовится из винограда, выращиваемого в т.н. «микрозоне Хванчкара» — нескольких селах муниципалитета Амбролаури. Местное экзотическое и редкое вино всегда считалось роскошным подарком. В период советской власти, в особенности во время «застоя» в Грузии (и не только в Грузии) ежегодно производились миллионы бутылок вина, на этикетках которых было написано: «Хванчкара». Содержимое бутылки не имело ничего общего с Рачей и Хванчкарой, это был пример спекуляции рачинским брендом.

Сегодня «микрозона Хванчкары» регулируется законом.

Вино князей Кипиани возвращает себе былое величие. Владельцами большей части виноградников микрозоны являются грузинские компании по производству вина. Если крестьянин из Рачи поставит перед вами бутылку Хванчкары, это значит, что он делится с вами самым ценным, что есть в Раче. Еще одним богатством Рачи являются различные минеральные источники. По преданию сама царица Тамар пробовала целебную воду рачинских источников.

Посетившая Рачу в XII веке царица Тамар отдыхала в местах, где сейчас находится село Глола. Челядь собравшейся в обратный путь царицы не смогла найти вьючных мулов, которых до того отпустили попастись в лес. Котла мулов, наконец, нашли, оказалось, что они пили волу из минеральных источников. Волу из источников попробовала царица, которой понравилась вола и местность, скрытая срели дремучих лесов. Тамар приказала построить на этом месте церковь, однако за храмом в этом безлюдном месте должен был кто-то следить. Царица начала искать добровольцев срели своей свиты. Некий монах вызвался жить в храме при условии, что царица позволит ему жениться. Царица л ала свое согласие и монах остался в Глола. С семьей монаха остались его дядя и юноша в услужении. От этих людей произошло население Глола. Потомки того монаха носят сейчас фамилии Беришвили (груз. «дети монаха»), а потомки мальчика-слуги - Бичишвили (груз. «дети юноши»).

Село Глола находится между двумя минеральными курортами Рачи — Уцера и Шови. Вовлеченные некогда в советскую туристическую индустрию курорты были полны отдыхающих. Сегодня Шови и Уцера ориентированы только на внутренний туризм. Разрушенная в 90-е годы XX века инфраструктура требует основательного обновления и модернизации. Эти места действительно уникальны, особенно прекрасен утопающий в хвойных лесах Шови, лежащий у подножья ледников и заснеженных вершин.

Из Шови дорога поднимается на перевал Мамисони в квадратных сванских башнях, которые представляли собой маленькие семейные крепости. Укрывшись в таких крепостях, рачинцы отбивались от нападений пришедших с севера балкарцев и осетин, а также от живших по соседству сванов. Единственный традиционный рачинский дом с бойницами сохранился в селе Геби, который ввиду своего местоположения часто становился объектом подобных нападений...

Жителей села Геби, по преданию, очень притесняли князья Аришидзе, которые осмелели настолько, что пользовались в деревне «правом первой ночи». Сельчане решили умертвить трех братьев Аришидзе, устроив засолу на князей в то время, котла они охотились. Двоих братьев убили на месте, а третий смог ускользнуть от покушавшихся и во весь опор поскакал в сторону Чиори. У берега Риони беглец встретил плачущую старушку, которая попросила перевезти ее через реку. Аришидзе усалил женщину себе за спину и повел лошадь вброд через реку. Когда конь дошел до середины реки, старуха вцепилась в князя и потащила его за собой в воду.

Оба утонули в бурной реке. Женщина заранее попросила жителей Геби испечь за упокой ее души «табло» (облатка, которую пекли за упокой душ умерших). С тех пор каждый, кто печет табло за упокой душ своих близких, считает своим долгом испечь одну и за упокой души той старицы.

На мотивы этой и других легенд жители Рачи слагали стихи и песни, которые исполняли хором или под аккомпанемент своего любимого инструмента - волынки. Рача, также, как и Имеретия, изобилует карстовыми пещерами в известняковых скалах. Многокилометровые пещеры в муниципалитетах Тлуги, Сакинуле и Амбролаури весьма хорошо изучены.

Очень интересна пещера Цивцкала в селе Схартала в Хотеви, откуда течет речка с тем же названием. Во время изучения пещеры спелеологи обнаружили, что выход из пещеры находится уже в Имерети - на противоположной стороне горы Сацалике в селе Хреити Чиатурского муниципалитета.

Большая часть Рачи покрыта лесами. Лиственные и хвойные купы сменяют друг друга. Много в Раче и смешанных лесов, которые особенно живописны осенью. После обретения Грузией независимости, за которым последовало целое десятилетие беспорядков, эти леса стали главным источником дохода для рачинцев. Почти в каждом селе появились лесопилки и кустарные заводы по переработке древесины. Леса в Раче вырубались бесконтрольно, что увеличило угрозу оползней в регионе, который и так всегда считался оползнеопасной территорией. Оползни представляют собой серьезную проблему, которая обязательно даст о себе знать в будущем.

Также, как и во всей Грузии, в Раче много проблем. Собственное будущее рачинцы связывают с туризмом и сельским хозяйством. Потенциал для развития обеих этих отраслей у региона действительно есть.

Автор текста: Арчил Кикодзе

Перевод: Тевдоре Мириджанашвили

You have no rights to post comments