Шида Картли
Мифического предка картлийцев звали Картлос. Он был внуком библейского пророка Ноя. Иберия считается первым государством, основанным в Восточной Грузии. Шида Картли топоним более географический, нежели культурный. Этот край в обиходе обычно называют просто Картли, а его уроженцев - «картлелеби» (картлийцы). В свое время именно местный диалект и был положен в основу литературного грузинского языка. Шида Картли - самое сердце Грузии. Рассказ об этом крае лучше всего начинать с древней столицы Картли- города Мцхета который был основан Мцхетосом - сыном мифического Картлоса.
Построенный в месте слияния рек Арагви и Куры город является одним целым музеем, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Любое новое строительство во Мцхета или ее окрестностях приводит к спонтанным археологическим открытиям. Несмотря на та,что с самого начала основания науки грузинской археологии и по сей день во Мцхета проводятся археологические раскопки, ученые не справляются с так количеством находящихся здесь археологических памятников. На территории Мцхета люди основывали поселения еще в 111 тысячелетии до н.э. С IV века до нашей эры почти на протяжении целого тысячелетия (до переноса столицы в Тбилиси) Мцхета была столицей Картли.
В те времена защищаемый с двух сторон реками город был надежно укреплен. В некотором отдалении от города на склонах хребта Багинети были воздвигнуты главные языческие святыни Грузии - идолы Армази и крепость Армази - главная резиденция царей Картли. Дошедшая до наших дней крепость с названием - Армази относится к гораздо более позднему периоду. Современная крепость построена в средние века в нескольких километрах от языческой крепости Армази - в Армазском ущелье.
В VI веке до нашей эры в Грузию прибыли и поселились на территории Мцхета и его окрестностях первые евреи, бежавшие от жестокости вавилонского царя Навуходоносора. Иберия не была частью эллинского мира, основанного во время правления Александра Македонского, однако культурное влияние Эллады весьма хорошо прослеживается при изучении археологических материалов. Первыми завоевателями, пришедшими в Картли с запада, были римляне.
В 65 году до рождества Христова в Картли со своим войском явился могучий римский военачальник Помпеи и захватил Мцхета. Это - был единственный случай римской экспансии. Правители Картли искали союзничества с правителями Рима. Царь Парсман II отправился в Рим и настолько поразил римлян во время состязаний всадников на Марсовом поле, что император Антоний Пий приказал воздвигнуть в Риме статую Парсмана.
Во Мцхета обнаружены захоронения 11-111 веков, в которых усопшие были преданы земле в соответствии с христианским обычаем, впрочем датой принятия христианства Грузией принято считать 337 год, когда пришедшая из Каппадокии проповедница христианства Нино обратила в христианскую веру царицу Картли Нану, а после и царя Мириана а христианство было провозглашено государственной религией. Не случайно, что самый примечательный памятник грузинской христианской архитектуры - законченный в VII веке монастырь Джвари, возвышающийся на высоком холме над Мцхета и всеми ее окрестностями, находившимися напротив того места, где стояли разрушенные Святой Нино идолы Армази. Христианский храм взирает на культовые сооружения поверженной религии с противоположного холма. В самом сердце Махета находится другой необычайный памятник архитектуры -кафедральный собор Светицховели. Храм был построен в XI веке на полученные из Византии пожертвования в период, когда на патриаршем престоле восседал католикос Мелкиседек I.
Во время строительства правивший в то время Картли Царь Георгий I дважды воевал с Византией, однако гораздо важнее конфликта за спорные территории было укрепление христианства на востоке, и, несмотря на войны, финансирование строительства не прекращалось. По преданию в фундамент Светицховели была вложена плащаница Христа, привезенная из Иерусалима мцхетскими евреями, присутствовавшими при казни Иисуса. Храм Светицховели был усыпальницей грузинских царей и членов царской семьи.
По выполненным на двух языках надгробным надписям можно проследить политическую историю Картли. Надписи на некоторых надгробиях позднего средневековья - грузинские и персидские, а на надгробиях XIX века - грузинские и русские... К северо-западу от Мцхета находится орошаемая водами реки Ксани широкая и обширная долина Мухрани. В старину этими землями правили представители фамилии Багратион-Мухранели - одной из ветвей грузинской царской династии. Детские мечты и неугомонный характер одного из представителей этой фамилии на рубеже XIX и XX веков забросили очень далеко от родины. Нико Багратион-Мухранский - отпрыск небогатого помещика с самого детства мечтал поохотиться в Африке.
Ведомый своей мечтой Нико перебрался из Петербурга во Францию, а оттуда - из Марселя - в египетскую Александрию. Багратиони намеревался отправиться в путешествие в Восточную Африку, однако узнал от приятеля-француза, с которым познакомился во время путешествия, что тот направляется в Южную Африку собирается сражаться добровольцем на стороне буров в войне против Британской Империи. Николоз Багратиони до той поры ничего не слышал о бурах до рассказов нового друга о «маленьком народе», который где-то на краю земли выступал против Англии, стало достаточно, чтобы мухранский князь Нико Багратион (которого впоследствии стали называть Буром) счел своим долгом принять участие в этой войне.
В 1899 году Нико уже был в Трансваале. Появление иностранца богатырского сложения и экзотической внешности в рядах армии буров вызвало большой интерес. В Багратионом лично встретился президент Крюгер. В обоих противоборствующих лагерях распространилась весть об иностранном царевиче, воюющем в армии буров.
Спустя несколько лет плененного и приговоренного к расстрелу Нико Багратиони спасло то, что английский офицер, шедший вдоль строя приговоренных к расстрелу бурских повстанцев, заметил в руках Нико фотографию матери в «странном головном уборе» (чихтикопи). Офицер догадался, что перед ним тот самый заморский царевич в ожидании расстрела. Грузинского князя помиловали и заменили ему смертный приговор на заключение в концентрационном лагере, которые впервые были применены именно во время англо-бурской войны.
Попавший на остров Святой Елены князь Багратион основал фонд помощи больным пленным. Князь устраивал цирковые представления для английских офицеров, во время которых демонстрировал различные трюки с использованием своей необычайной физической силы. Заработанные от представлений деньги Нико тратил на лечение больных пленных.
Вернувшийся на родину Нико Багратион написал необычайно интересную книгу воспоминаний «У буров». Князь при жизни стал легендой. Нико перебрался жить в Тбилиси, где и умер от естественных причин в 1933 году, так и не обзаведясь семьей. Для людей его происхождения такая кончина была весьма редкой в то время. Тбилисцы очень любили постаревшего Нико «Бура» - самого высокого человека в городе, пережившего самые необычайные приключения.
Шида-Картли - родина еще одного гораздо более известного грузина - великого диктатора XX века - Иосифа Сталина. В его родном городе Гори есть музей Сталина. Огромный главный зал, полный реликвий вождя, пропитан духом тоталитарного государства и при этом напоминает языческий склеп. Это странное и гнетущее место пользуется большой популярностью среди туристов, приехавших в Грузию.
Неподалеку от Гори на берегу реки Куры находится высеченный в скалах город Уплисцихе.
Если два других грузинских высеченных в скалах города - монастырский комплекс Давид Гареджа и Вардзиа построены в средние века, то Уплисцихе относится к гораздо более раннему периоду. Большая часть пещерного города создана VI-IV веках до нашей эры. С тех пор вплоть до нашествия монголов в XIII на Грузию город Уплисцихе было важной стратегической твердыней. В поздние средние века население Картли часто использовало стены городища как убежище. Снабжение водой построенного на голой скале Уплисцихе осуществлялось посредством отведенных с близлежащих холмов хорошо замаскированных глиняных водопроводов длиной несколько километров. Из города к реке вел потайной ход. Этот тоннель хорошо сохранился и по сей день. В пещерах Уплисцихе вы увидите стоящие по соседству развалины зороастрийского храма и христианскую молельню, места языческих жертвоприношений и царские палаты. Уплисцихе весьма интересный и впечатляющий памятник.
От Мцеха и Гори вплоть до самого западного города Шида Картли - Хашури простираются плодородные и всегда ветреные поля Картли. С Севера к ним прилегают подножья гор Кавказского хребта, а с юга - Триалетского. Расположенные во всех этих долинах (Лиахви, Ксани, Тедзами и Проне) селы полны памятников грузинского зодчества: построенная на скале неподалеку от Хашури Самурская крепость, строительство которой связано с одной печальной легендой: село неподалеку от Ксани, название которого настолько скабрезное, что в средневековых летописях оно упоминается как «деревня в неприличным названием»; неприступная Горийская крепость, захват которой приравнивался к господству над всем Шида-Картли; храмы Самцевриси и Кинцвиси в муниципалитете Карели; Сионский храм в Атени неподалеку от Уплисцихе; храм Самтависи - усыпальница представителей ныне не существующего княжеского рода Амилахвари; монастырь Ркони, затерянный в лесах долины Тедзами и построенный на реке средневековый каменный мост, который как большинство средневековых мостов и крепостей в Грузии назван в честь царицы Тамар...
Все это можно увидеть в Шида-Картли - краю плодородной земли и фруктовых садов. Местные фрукты в особенности яблоки были главным продуктом экспорта Шида-Картли. До введения визового режима между Россией и Грузией жители Картли на собственных грузовиках возили яблоки в Россию. Это было долгое и полное опасностей путешествие, во время которого происходило много непредвиденного, однако если крестьянину везло, он продавал яблоки по очень выгодной цене, чем дальше забирались картлийские крестьяне вглубь бедной на фрукты России, тем дороже становились грузовики яблок, цены на которые росли в геометрической прогрессии. Один крестьянин из муниципалитета Гори как-то раз доехал на своем грузовике с яблоками до самого острова Сахалин.
Это был абсолютный рекорд, повторить который не суждено более никому ввиду сложившейся политической обстановки и географии земли. Осенью пашни и поля Шида-Картли приобретают янтарный оттенок. Во дворах стоит аромат свежесобранных уложенных в ящики яблок. В погребах давится виноград картлийских сортов «горули мцване,, «чинури», «кицнуоа». и ставшего уже редкостью «тавквери». Грузия всегда была аграрной страной. Дворы картлийских храмов полны пожертвованных церквям квеври с вином. Все радости и горести картлийского крестьянина связаны с землей, и каким бы ни был год, время сбора винограда “ртвели”- всегда время надежд.
Эта надежда может быть еще одной иллюзией, без которой человечеству пришлось бы очень нелегко, но она становится еще более приятной, если в квеври еще осталось немного прошлогоднего вина, пережившего радости и невзгоды целого года.
Автор текста: Арчил Кикодзе
Перевод: Тевдоре Мириджанашвили